"Дорога памяти" (К 80-летию начала Великой Отечественной войны)

"Дорога памяти" (К 80-летию начала Великой Отечественной войны)

22 июня – день начала самой страшной и сокрушительной Великой Отечественной войны – не зря называют днем памяти и скорби. В этот день мы вспоминаем о событиях героического прошлого, о подвиге соотечественников и суровых испытаниях, выпавших на их долю. На ДВТРК "Вести-Хабаровск" вышла радиопередача "Дорога памяти" (К 80-летию начала Великой Отечественной войны), подготовленная работниками Государственного архива Хабаровского края.

Закономерно, что именно в России создается крупнейший и самый полный комплекс архивных документов, кино- и фотоматериалов по Второй мировой войне – который носит название "Дорога памяти", доступный и для граждан России, и для всего мира. Этот проект – наш долг как страны-победительницы и ответственность перед будущими поколениями. Великая Отечественная война навечно останется в нашей истории, и ее изучение для всех поколений будет обязательной потребностью. В связи с этим возрастает значение архивных документов, позволяющих пролить свет на отдельные эпизоды войны. Обращение к личному опыту людей, переживших одну из самых страшных войн XX века, помогает по крупицам собрать историческую память, лучше понять трагическую и героическую историю Отечества.
Благодаря этому проекту госархив пополнился личными документами участников Великой Отечественной войны: матроса Артамонова А.Р., военного топографа Чикичева О.С., младшего сержанта медицинской службы Семеновой Е.И., связистов Кутырчева П.Т. и Рыжакова И.Л.

Еще одним участником, чье имя широко известно и вошло в историю г. Хабаровска и Хабаровского края, является Лев Борисович Липович – военный и гражданский летчик, ветеран Великой Отечественной войны, участник четырех войн, Почетный гражданин города Хабаровска. Внучка Льва Борисовича, Оксана Владимировна Смолина, в 2020 г. передала в Государственный архив Хабаровского края на вечное хранение его личные документы: трудовую книжку, летные книжки, свидетельства, удостоверения к наградам, которых около пятидесяти, фотографии и предметы музейного характера: кожаный плащ, летные шлемы, краги, фуражка и китель. Все это можно будет увидеть в будущих выставочных проектах Государственного архива Хабаровского края.

Биография Льва Борисовича Липовича — невероятная, столько всего выпало на долю ровесника Октября. Прошёл советско-финскую войну 1939–1940 гг., сражался на фронтах Великой Отечественной войны, громил японцев на Дальнем Востоке, затем в Корее, после войны тридцать лет отдал гражданскому воздушному флоту. Без малого полвека летного стажа и почти сорок тысяч часов в воздухе. А еще довелось встретить столетний юбилей, что дано далеко не каждому.
Л. Б. Липович родился 12 апреля 1917 г. в Крыму возле Евпатории. Отец работал машинистом, мать воспитывала пятерых детей. После седьмого класса отец отвез его в школу-интернат г. Керчи. Мечта стать лётчиком привела Льва в местный аэроклуб при керченском ДОСААФ. Уже в 15 лет он начал летать на беспилотном планере, в 16 лет — на одномоторном учебно-тренировочном истребителе УТИ-2. В 20 лет окончил Керченский горно-металлургический техникум и параллельно заочно — Днепропетровский горно-металлургический институт. Но по специальности не работал ни дня, сразу был призван в ряды Красной армии. На вопрос военкома «Где хочешь служить? – ответил, не раздумывая: «Только в авиации». И получил направление в Ейское военно-морское авиационное училище. Училище окончил досрочно в 1939 г. Вскоре летчику-наблюдателю с правом полета на истребителе Ил-16 пришлось применить полученные навыки в бою: началась война с белофиннами. Десять боевых вылетов и два сбитых самолета — таков итог первой в его лётной биографии войны. Вернувшись с фронта, продолжил осваивать новую технику, скоростные и дальние бомбардировщики, но с особенной теплотой он вспоминал Пе-2, грозный ночной пикирующий бомбардировщик с тремя пушками и семью пулеметами. Большую часть войны он был членом экипажа этой маневренной, грозной для врага машины.

Всего в годы Великой Отечественной войны он совершил 135 боевых вылетов летчиком, штурманом, полковым флаг-штурманом. Летал в тыл врага, на партизанскую территорию, доставляя оружие и продовольствие. Принимал участие в боях на Курской дуге, за что получил орден Красной Звезды из рук маршала Георгия Константиновича Жукова. Находясь в составе одного из подразделений авиации Северного флота, сопровождал караваны транспортных судов, идущие из Великобритании на Балтику с грузами для защитников Ленинграда. Участвовал в воздушном сопровождении английских транспортов «Либерти» в Мурманск, защищая их от немецких подводных лодок. Перегонял американские морские бомбардировщики «Каталина» из Канады на Дальний Восток. Довелось ли морскому летчику хлебнуть морской воды? Да, был такой эпизод в его биографии, когда служил на Северном флоте. Сопровождая караван судов до береговой черты, самолет попал под обстрел своих зениток. Из трех летчиков только Липовичу удалось приводниться, сработало индивидуальное средство спасения на воде. Бороться с водной стихией Льву помогла закалка, которую он начал еще в студенческие годы. Однако в госпиталь летчика доставили в плохом состоянии, предрекая ему инвалидность. Его железный организм смог побороть недуг, и пройдя строгую медицинскую комиссию, он был снова допущен к полетам.

День Победы встретил в Севастополе. Отсюда штурман полка капитан Л. Б. Липович отправился на свою третью войну, на Дальний Восток. После этого довелось ему воевать в Северной Корее, помогая войскам освобождать захваченные территории. За участие в освобождении корейского побережья получил второй орден Красной Звезды.

В октябре 1948 г. майор Л. Б. Липович ушёл в отставку, но с авиацией не расстался. Собирался вернуться на родину, в Крым. Но был оставлен на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Дальневосточный аэрофлот остро нуждался в кадрах, и опытному штурману выбора не предоставили: по приказу Министра обороны из кабины пикировщика Пе-2 он пересел в кабину пассажирского Ли-2. Он отдал небу 47 лет, пролетев 9 млн км и проведя в воздухе 36,5 тыс. часов (это почти 5 лет). За свою карьеру он сумел освоить 14 типов самолетов. Ему довелось прокладывать новые дальневосточные трассы, учить летать молодых пилотов. И только в 1979 г., в возрасте 62 лет, Л. Б. Липович завершил летную работу, последний раз на самолете в качестве штурмана поднялся в небо. Не представляя себя без работы, продолжил трудиться и в других не менее важных для края отраслях: в Дальневосточном бассейновом управлении, санитарной службе. На заслуженный отдых ушел в возрасте восьмидесяти четырех лет в 2001 году. Он всегда был активным общественником, работая в Центральном районном совете ветеранов, выступая в школах, вузах, военно-патриотических клубах, передавая молодежи свой богатый боевой и жизненный опыт. Его заслуги были высоко оценены, в 2008 г. Льву Борисовичу Липовичу было присвоено звание Почетного гражданина г. Хабаровска.



Новости