За основной источник информации были взяты городские хроники газеты «Приамурские ведомости». Это первое периодическое издание Хабаровска ведет свою историю с 1 января 1894 года и даёт обширные знания о светской и политической жизни общества конца ХIХ - начала ХХ века.
День Рождества Христова для высших чинов и знати Хабаровска начинался с божественной литургии в Успенском соборе, сопровождаемой духовной музыкой Чайковского и Рахманинова, хоровым торжественным пением «Боже, Царя храни», после чего зажигались рождественские ёлки, и палил орудийный салют. Парад войск проводился редко – из-за сильных морозов. Для нижних чинов рождественская служба устраивалась в Иннокентьевской церкви, а для учеников – в домовой кадетской церкви.
С Рождества начинались всевозможные народные развлечения: на катке для горожан устанавливалась ёлка, устраивались ярмарки-базары, на которые стекался люд со всех окраин. Вот описание хабаровской ярмарки в декабре 1896 года: «Праздничный базар 6 декабря отличался особенным многолюдством — появились в продаже редкостные для нашего города молочные продукты, так молоко, масло, творог и сметана, к сожалению, всё в замороженном виде, все эти продукты оцениваются чуть ли не на вес серебра…».
В «Приамурских ведомостях» за 1896 год подробно описан новогодний праздник для учащихся: «30 декабря городским управлением была устроена в общественном собрании (современный Театр Юного Зрителя) елка для детей, учащихся в городских училищах: «На праздник прибыл генерал-лейтенант Гродеков, приветствуемый маршем военного оркестра. По зажжении елки, в зал, под звуки марша, вошли дети и, на сцене был поднят занавес, скрывавший дотоле красиво декорированные портреты Их Величества Государя Императора и Государыни Императрицы, по бокам которых стояли две особо убранные елки… Детский хор исполнил народный гимн и другие музыкальные произведения. Затем, все присутствующие приняли участие в русском танце». Дети получали в подарок хлопушки и пикульки, апельсины и мясные пирожки, коврижки и печенье. Развлекать детей были приглашены фокусники и акробат. А завершился вечер раздачей елочных украшений и пакетов с конфетами, каждый по 2 фунта! Веселье было оплачено из генерал-губернаторских сумм (200 рублей).
Все развлечения должны были заканчиваться после дня Крещения Господня – 6 января. В Хабаровске вода освящалась на Амуре. К водосвятию готовились заранее. В.Ф. Духовская (жена генерал-губернатора С.М. Духовского) писала: «На крещенское водосвятие зимующие в Хабаровске хохлы-переселенцы вырубили во льду громадный крест, выкрасили его и поставили стоймя на реке». В этот день, по окончанию божественной литургии в Успенском соборе все молящиеся выходили на Соборную площадь (ныне Комсомольскую), к ним присоединялись остальные хабаровцы (так до революции называли себя жители нашего города), крестный ход во главе с протоиреем спускался на лёд Амура к проруби. Протоирей производил молебен, освящая воду Амура.
Сами можете судить, много ли изменилось за 100 лет?