"О Федоре Фартусове, который любил эту землю", Л.А. Кривченко

2011

Среди архивных фондов личного происхождения государственного архива Хабаровского края хочется особо отметить документальные материалы лауреата Государственной премии РСФСР, народного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, режиссера-оператора ДВ ордена «Знак почета» студии кинохроники Ф.А.Фартусова, переданные вдовой Сталиной Ивановной в 1995 году. Документы – разноплановые: творческие – статьи, литературный киносценарий и предисловие к киножурналу «Дальний Восток» Ф.А.Фартусова, видеокассеты с его несколькими фильмами, биографические – личное дело, анкеты, открытки и письма, стихи друзей, приглашения и видеофильм о нем, фотографии родных и старинные открытки музыкантов и артистов, наградные – почетные дипломы, приветственные адреса, грамоты. Среди такого массива интереснейших материалов творческого человека трудно отдать предпочтение какому-либо, потому что каждый из них дает полное представление о человеке интереснейшей профессии и не менее интересной судьбы – кинооператора «от Бога» Федора Фартусова. 

Федор Алексеевич Фартусов – исконный москвич, родившийся 28 января 1926 года в Москве и выросший на старой московской улице близ бывшего театра Корша, он из сугубо городской, даже богемной семьи – художника и пианистки: по материнской линии есть и немцы – его прадед Евгений Кюндигер был учителем П.И.Чайковского – и французы(прабабушка Зинаида Арманд – родная сестра Инессы Арманд – близкой подруги вождя российского пролетариата В.И.Ленина) – миллионы капиталистов Арманд, имевших ткацкие фабрики в Подмосковье, снабжали В.И.Ленина и партию большевиков, и быть может помогли совершить Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Родственники по отцовской линии – Фартусовы – все художники, издревле расписывали церкви, писали иконы. Прадед Виктор Дормидонтович Фартусов был академиком живописи, реставратором росписи в церквях, реставрировал Благовещенский собор в Москве, Новопокровский собор в Брянске -мраморно-мозаичные иконостасы работы академика Фартусова в этом соборе освящены 1 ноября 1897 года и многие другие. 

Мать, урожденная Кюндигер Елена Евгеньевна, была актрисой и пианисткой. Отец, Фартусов Алексей Викторович, окончивший Суриковское художественное училище с Большой золотой медалью, – художником, поэтому нет ничего удивительного в том, что Федор Алексеевич стал кинооператором, как говорили о нем позже коллеги - «от Бога». В 12 лет он получил в подарок фотоаппарат. Дом, где он родился и жил, располагался на Петровке, недалеко от Центральной студии кинохроники. 

Его операторское мастерство имеет свою любопытную гносеологию. Окончив экстерном (9 и 10 классы за год) среднюю школу в 1942 г. Федор Алексеевич получил специальность шофера, работал в Управлении оборонительных сооружений НКО СССР. В 1943 году на Центральной студии кинохроники документальных фильмов появился новый «начальник отдела снабжения» фронтовых киногрупп Федя Фартусов, было ему 16 лет. Пленка, химикаты – вот чем владел он в годы Великой Отечественной войны. Здесь он познакомился со всеми корифеями кинодокументалистики, среди которых Роман Кармен и другие преподаватели ВГИКа. Порой, пренебрегая своими прямыми снабженческими обязанностями, «начальник отдела «просиживал часами у кинокамеры. Затем - фронт. 

Рукой Федора Алексеевича в анкете из личного дела сделана запись: «В сентябре 1944 года был призван рядовым 524 отдельного батальона связи Белорусского фронта, войну закончил рядовым 335 корпусной артиллерийской бригады в Северной группе войск, но в армии служил до июня 1950 года». 

Вернувшись в 1950 году, стал помощником оператора на ЦСДФ. Здесь, на Центральной студии документальных фильмов, он учился у прославленных мастеров советского документального кино: Романа Кармена, Бориса Небылицкого, Федора Киселева, Владислава Микоши. Тогда–то он и придумал свой знаменитый трансфокатор, с которым его приглашали на другие студии для съемок документальных и игровых картин. Например, в 1953 году Фартусов даже выезжал с киногруппой ЦСДФ за границу в Румынию на съемки документального фильма «Румыния». А за изобретение он получил прозвище – Трансфокартусов. 

И действительно, камера для Федора Алексеевича стала другом с первого дня работы, послушна она была не только движению его мысли, но и мельчальшим движениям чувств. Многие кинокритики писали, что «в этом – сила Фартусова. Он очень наблюдателен в жанровых, репортажных съемках. Есть у него вкус и к детали, которая сразу рождает образ, создает атмосферу события, …опыт документалиста у Фартусова подчинен чаще не логическому, а эмоциональному началу». 

В 1956 году работая на Бакинской киностудии, Федор Фартусов как оператор снимал фильм вместе с режиссером Атамалибековым, дипломником ВГИКа «Баку - город ветров», принятую на отлично. И тогда, наверняка поддавшись очередному порыву, а может и далекой юношеской мечте – увидеть рубежи родины, край света, океан, наслушавшись рассказов о Дальнем Востоке, с семьей приехал в этот суровый край. 

В его личном деле, хранящемся в личном архивном фонде в госархиве Хабаровского края есть выписка «из приказа по ДВ студии кинохроники от 1 августа 1956 года за № 127: Фартусова Федора Алексеевича – асс.кинооператора на основании приказа по Министерству культуры СССР зачислить на работу в студию в качестве исполняющего обязанности кинооператора III категории с окладом 980 руб. в месяц». 

Вначале жил в гостинице в Благовещенске, по полгода в командировках, но всегда с семьей. Жена Сталина Ивановна была всегда рядом. Отличительная черта Фартусова (по словам жены) – одержимость (в хорошем смысле), большая ответственность и скрытность (чтоб не тревожить близких, сам всегда решал все проблемы). 

Приказом от 31 декабря 1957 года был назначен начальником Сахалинского корреспондентского пункта с 1 января 1958 года. Жил на Сахалине, в который влюбился и неоднократно туда возвращался. На Дальневосточной студии кинохроники сформировался как кинематографист, здесь познал радость самостоятельной работы, обзавелся друзьями, в основном «киношными», т.е. теми, которых снимал в своих кинокартинах. 
За сухими строчками творческой характеристики за ноябрь 1958 года уже угадывается Мастер своего дела: «…за 3 месяца в 1957 году и за 6 месяцев в 1958 году Фартусов снял для союзных киножурналов 13 сюжетов. Из них особенно примечательны своим хроникерским мастерством и репортажностью следующие: 

«Доктор Крайнева» - в «Новостях дня» - сюжет о работе врача на Камчатке, 

«Снежный буран» - отличный репортаж необычайного по силе снежного бурана в Южно-Сахалинске, помещен в «Новостях дня», один из лучших сюжетов, премированных в апреле, 

«Прыжки с трамплина» - интересный спортивный сюжет о природном трамплине, образуемом одной из сопок Сахалина и знакомящий с характером природы, пейзажа южной части Сахалина и другие. 

Его творческая карточка содержит сведения о его участии в съемках различных картин и киножурналов, и, конечно же, прекрасных панорамных документальных фильмов. Вот только некоторые названия: «Есть в океане земля», «Внуки шкипера Гека», «Провокация на Уссури», «Здесь Отчизна моя», «Океан- судьба моя», «Мы строим БАМ», «Морские офицеры», «На берегах Биры и Биджана», «Я люблю эту землю», «8000 метров под водой», «Я – водитель», «Мы защищаем природу» и др. Вначале он работал только как оператор, затем - как автор-оператор, позже - как режиссер-оператор и автор фильмов, сам писал сценарии с удовольствием и в своих фильмах читал свои тексты. 

Все работы характеризуют его как зрелого оператора-журналиста, в полной мере владеющего операторским мастерством. Следует отметить авторский характер сюжетов, начиная от самостоятельных поисков и разработки темы и заканчивая ее сюжетным решением. В съемках виден сложившийся операторский почерк, основные черты которого характеризуются выразительным показом человека и живым восприятием природы. Помимо всего он хорошо владеет кинематографическим языком, искусством сюжетного построения – кинорассказа». 

Каждый предмет люди видят по-разному. Для одних - Дальний Восток – те же автобусы и киоски «Союзпечати», что и в любом другом месте нашей страны. Таким людям особенно важно увидеть картины Фартусова. А другие видят в этом романтику, ведь люди-то живут здесь более напряженно и исполняют свою работу не смотря ни на какие трудности. Фильмы Фартусова особенно дороги они тем, кто вместе с документалистами восхищается удивительными просторами края, безбрежностью океана, непокорностью природы. 

Камера Фартусова бывает особенно поэтичной, когда в ее объективе природа Дальнего Востока. Художественный вкус, ясность, прозрачность кадра рождают на экране пейзажи часто действительно незабываемые. Панорамы отснятых материалов принадлежат к прекрасным образцам цветовых решений в кинематографе. Цвет у Фартусова становится главным выразительным средством. Технические возможности оптики и пленки приумножаются трепетным, влюбленным отношением Фартусова к пейзажу родной земли, которую он не просто снимает, а как бы заботливо и нежно демонстрирует во всем ее очаровании. Здесь Фартусов предстает как отличный оператор. Природа Дальнего Востока выступает в его фильмах одним из главных героев, она мыслится, понимается им шире, чем просто ландшафт, она для него – символ родной земли, которую нельзя не любить. Очень любил снимать природу, особенно дальневосточную, ведь она – особенная! Федор Алексеевич считал, что «человек может со временем меняться, а природа – нет, она всегда величава и вечна». 

А вот его отзывы из очерка о жизни кинодокументалиста, напечатанного в 1992 году в газете «Тихоокеанская звезда» о волшебстве кино: «Кино обладает поразительным свойством, оно как бы приобщает людей к себе. Смотрит человек на наш прекрасный мир, привыкает к нему, а вот глянет на него хоть раз через визир съемочной камеры и обязательно скажет – вот здорово, как красиво-то!» 

Высказывания кинокритиков о Федоре Алексеевиче в журналах «Советский экран» очень положительны: «Для режиссера-документалиста Фартусова проблема выбора героя – первая проблема. Герой должен стать содержанием и смыслом картины. Портреты героев его фильмов выписаны сочными красками, соответствующими характерам образов. Внутреннюю значимость, духовную красоту, нравственное богатство разглядит глаз и почувствует сердце художника в самом неприметном на первый взгляд человеке». И действительно, своих героев Федор Алексеевич выбирал как раз из романтиков. «Его герои неотделимы от времени и места действия. Трудно себе представить картину Фартусова, герой которой оказался бы рассудочен и педантичен. Такой герой не совместился бы с тканью картины. И еще - герои режиссера-дальневосточника так или иначе накрепко связаны с этой землей характером, масштабом».

Фартусов был не только «поцелованный Богом» режиссер и оператор, но еще и очень верный хороший друг. А дружил он и с поэтами, и с художниками, и с капитанами кораблей, о которых снимал фильмы, с начальником Находкинского порта Юрием Островским, с людьми разных профессий. Друзья посвящали ему шуточные стихи, например, за присуждение государственной премии имени братьев Васильевых в области киноискусства 1972 года за создание документальных фильмов «Рыбачка», «Здесь Отчизна моя», «Океан – судьба моя» главные герои его фильма «Здесь Отчизна моя» посвятили ему стихи. 

Юрий Иванович Островский - начальник порта Находка: 

Тебя приветствуют все капитаны, 
С кем ты плавал, кого снимал. 
Пусть сбудутся все твои планы, 
Пусть обойдет тебя девятый вал. 



Александр Реутов - по профессии плотник-бетонщик, а по жизни – очень талантливый художник и поэт: 

Планета – воз, мы - на возу, 
А в жизни есть шипы и розы. 
Ты не страшись, снимай в грозу, 
Снимай, когда трещат морозы. 
…Ты знаешь, я в музее все сбираю, 
И даже то, чего я сам не знаю. 
И коль тебе ее не жаль, 
Пришли лауреатскую медаль.

Фартусов говорил о людях своей профессии так: «В основе документального кино лежит летопись, документалисты показывают и отражают время и людей, они - летописцы». И философ Фартусов писал историю Дальнего Востока. За время, прожитое на Дальнем Востоке, Федором Алексеевичем создана целая галерея портретов дальневосточников – людей сложных, трудоемких и благородных профессий: моряков, рыбаков, геологов, нефтяников, сельских тружеников, ученых. 

До конца дней проработал Федор Алексеевич Фартусов на Дальневосточной студии кинохроники режиссером и оператором высших категорий и успевал заниматься общественной работой. На II и III съездах Союза кинематографистов он избирался членом ревизионной комиссии Правления Союза кинематографистов, а на IV съезде – членом Правления Союза кинематографистов. Фартусов являлся уполномоченным Правления Союза кинематографистов по Дальнему Востоку. Он внес достойный вклад в развитие отечественного кинодокументального искусства. За 38 лет трудовой творческой деятельности Федора Алексеевича многие его фильмы демонстрировались на различных фестивалях в СССР, включая международные в Бухаресте (Румыния) и Оберхаузене (Западная Германия). Особого успеха добились его фильмы: «Здесь Отчизна моя», «Океан, судьба моя», «Рыбачка». За эти фильмы Фартусов был удостоен Государственной премии имени братьев Васильевых в 1972 году. 

Награжден Федор Алексеевич был неоднократно. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1969 года Ф.А.Фартусову присвоено почетное звание «Заслуженный артист», Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 марта 1981 года Фартусову присвоено почетное звание «Народный артист». За свой многолетний труд на студии кинохроники Ф.А.Фартусов многократно отмечался грамотами Госкино СССР и РСФСР за активное участие своими фильмами в кинофестивалях как в СССР, так и за рубежом, награжден орденом «Знак Почета», лауреат государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (постановлением СМ РСФСР от 27 декабря 1972 года), награжден премией Хабаровского комсомола в области литературы и искусства за создание цикла фильмов, посвященных строителям БАМа в 1978 году, а так же медалями «За победу над Германией», «30 лет Советской армии». 

В апреле 1991 года Фартусов Федор Алексеевич ушел на пенсию по достижении пенсионного возраста. Но разве мог неугомонный Федор Алексеевич сидеть без дела, поэтому он вновь в работе, вновь в действии. Федор Алексеевич исключен из списочного состава Дальневосточной ордена Знак почета студии кинохроники приказом от 21 ноября 1994 года в связи со смертью. 

Журнал «Словесница искусств» № 1(27), 2011 год 


Статьи