"Как все начиналось", Л.В. Салеева

2011

В связи с колонизацией Дальнего Востока, широкой волной переселенцев из России, в Приамурье все настоятельнее ощущалась потребность в обучении детей, в открытии школ. Первая начальная школа Министерства народного просвещения в Приамурской области была открыта в Николаевске-на-Амуре в 1855 году, с появлением первых партий переселенцев. А в 1873 г. на деньги купцов А.Ф. Плюснина, М.И. Чардымова и И.Р. Рафаилова открывается начальная школа в Хабаровске. Плюснин пожертвовал под школу участок земли с домом и около десяти лет содержал ее. Школа была названа Алексеевской, в честь Великого князя Алексея Александровича. 

В 1897 г. в Приамурской области было 116 учебных заведений, учащихся – 4259. В Хабаровске – 7 учебных заведений, в которых обучалось 590 учащихся. Школы в основном были начальные. Обучение в них велось по «Примерной программе предметов, преподаваемых в начальных народных училищах Министерства народного просвещения», утвержденной 7 февраля 1897 г. Учащиеся того времени изучали Закон Божий, русскую и церковно- славянскую грамоту, письмо и арифметику. 

«Идя рука об руку с церковью, школа, как источник нравственной силы и знаний, должна быть на высоте своей просветительской деятельности, - говорится во «Всеподданнейшем отчете Приамурского генерал-губернатора Гродекова», и в то же время должна быть желанным достоянием всех слоев общества, призванного на служение в далекой окраине. Только при таком условии прогресс страны возможен, и в этом залог ее будущности». Приамурские генерал-губернаторы были заинтересованы в развити народного образования. А.Н. Корф, С.М. Духовской, Н.И. Гродеков, П.Ф. Унтербергер, Н.Л. Гондатти по-отечески заботились об открытии в крае новых государственных учебных заведений, всячески поощряли появление частных училищ, гимназий, школ. Ежегодно на «монаршее благоусмотрение» направлялись прошения и просьбы, касающиеся «потребностей в народном просвещении». Николаю Ивановичу Гродекову удалось убедить Николая II повысить жалование учителям в полтора раза с возмещение за счет казны всех транспортных расходров, связанных с переездом в Приамурье. Это привлекло в Приамурский край квалифицированные педагогические кадры. 

Генерал-губернатором Николаем Львовичем Гондатти был разработан «План расширения учебной сети в Примурском крае», предусматривавшей открытие целого ряда учебных заведений в крае. 

Серьезной проблемой в деле развития начального образования Приамурского края была нехватка педагогических кадров. «Учительский состав начальных училищ совершенно случайный. Только один учитель явился в край, вызванный специально для учительской деятельности; все остальные при учительстве состоят потому, что не пристроились к другим занятиям.», - сообщают «Приамурские ведомости» в 1900 году. 
В докладе Окружного Инспектора училищ Приамурского края Н.С. Иваницкого трудности с кадрами объяснялись «дороговизной» и «крайне суровыми условиями жизни», дорогим проездом к службе, так как «казенных средств на это не отпускается».

С 1910 года народное образование в Приамурском крае получило мощный импульс развития. Наряду с открытием новых учебных заведений и приглашением для работы учителей из центральных губерний, администрация края взяла курс на подготовку местных педагогических кадров. 1 июня 1914 года было получено официальное разрешение из столицы об открытии в Хабаровске Учительского института–первого на дальневосточной окраине среднего учебного заведения, готовящего педагогические кадры. 

Словесница Искусств, № 2, 2010.

Статьи