"Источники комплектования – в центре внимания Государственного архива Хабаровского края", Е.Н. Лоскутникова и М.В. Самынина
На территории края действует около 46 тыс. организаций различных форм собственности, из них лишь 267 (менее 1 %) являются источниками пополнения документами Архивного фонда Хабаровского края. Однако они требуют постоянной заботы от архивистов. Эта работа возложена на отдел комплектования и экспертизы ценности документов Государственного архива Хабаровского края (ГАХК), сотрудники которого (семь человек) в плановом порядке проводят комплексные, тематические и контрольные (раз в два года) проверки состояния делопроизводства и архивов организаций. Ежегодно осуществляется около 40 комплексных проверок с применением разработанной организационно-методическим отделом анкеты, завершающихся состав-лением справки о состоянии делопроизводства и обеспечения сохранности документов и рекомендациями по устранению замечаний. Тематические проверки, как правило, касаются контроля за исполнением документов, оформлением распорядительных документов и писем в соответствии с инструкцией по делопроизводству, формированием дел согласно номенклатуре. В ходе проверок 2004–2009 гг. установлено, что в 161 организации (что составляет 60 % от общего их списка) делопроизводство осуществляется согласно требованиям примерных инструкций по делопроизводству, разработанных на базе Основных положений Государственной системы документационного обеспечения управления, а также ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». В 106 организациях (40 %) в соответствии с действующими примерными инструкциями по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти и в министерствах Хабаровского края и иных органах исполнительной власти Хабаровского края составлены и внедрены индивидуальные инструкции по делопроизводству. Свыше 249 организаций (93 %) располагают но-менклатурами дел, подготовленными или переработанными при методиче-ской помощи кураторов. В 2008 г. экспертно-проверочной и методической комиссией (ЭПМК) Управления по делам архивов Правительства Хабаровского края и научно-экспертным методическим советом (НЭМС) ГАХК рассмотрено и согласовано 59 номенклатур дел, в 2009 г. – 46. Делопроизводство ведется в основном централизованно, регистрация документов как журнальная, так и автоматизированная (в 60 % организаций). В последнем случае не отмечены нарушения в оформлении документов, установлен четкий контроль за их прохождением, облегчен поиск необходимого документа. Ежедневно поступившие и отправленные документы распечатываются на бумаге и формируются в дело по учету документооборота. В 187 источниках комплектования (70 %) созданы экспертные комиссии (в них и специалисты ГАХК), утверждены положения об ЭК, согласно которым по итогам года составляются и представляются в ГАХК отчет о ее работе и план на следующий календарный год. В работе экспертных комиссий принимают участие работники отдела, на заседаниях ЭК организаций рассматриваются вопросы сохранности архивных документов, результаты проверки наличия дел при передаче на постоянное хранение, акты о необнаруженных делах в ходе проверки, розыск которых не дал положительного результата. В результате рассмотрения вопроса об утрате документов в Федеральном государственном учреждении «Амурское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства» были выявлены причины утраты и возможность восстановления копийных документов, так как утрата документов произошла в результате затопления руководителю организации было направлено письмо с предупреждением об ответственности за сохранность архивных документов. В 2009 году были подготовлены документы для направления в судебные органы, в результате чего мировым судьей было вынесено постановление по делу об административном правонарушении руководителю Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» за нарушение сохранности архивных документов. Одновременно можно отметить и положительную тенденцию в решении вопросов о сохранности документов в организациях , например в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Правительстве Хабаровского края, Законодательной Думе Хабаровского края, где выделены помещения соответствующие «Правилам работы архивов организаций», обеспечена сохранность документов, делопроизводство ведется в соответствии с индивидуальными инструкциями по делопроизводству.
В 73 организациях (27 %) ответственные за делопроизводство и архив лица включены в штат и назначены в установленном порядке, а в 194 (73 %) – их функции выполняют работники, занимающие другие должности. Поскольку за последнее время в 31 организации сменились ответственные за делопроизводство и архив, ГАХК оказывает новичкам методическую и практическую помощь в форме консультаций и обучающих семинаров. Последние обычно бывают пятидневными и проводятся один раз в два месяца на базе госархива. Там учатся правильно составлять номенклатуру дел, проводить экспертизу ценности документов, определять сроки их хранения, формировать и оформлять дела для передачи в архив и готовить их описи; знакомятся с современной нормативно-правовой базой документационного обеспечения управления и архивного дела. По окончании обучения слушателям выдается пакет документов (в бумажной и электронной форме) с нормативно-правовыми актами и методическими пособиями по составлению индивидуальной инструкции по делопроизводству, номенклатуры дел, положения об ЭК. Для источников комплектования ГАХК, где часто сменяются сотрудники, отвечающие за сохранность архивных документов, практикуются однодневные тематические семинары. Например, с 2008 г. проводятся занятия по паспортизации архивов организаций. В целом же их тематика определяется заявками организаций – источников комплектования ГАХК, а также отдела комплектования и экспертизы ценности. Так, по заявке отдела несколько семинаров посвятили изучению особенностей формирования и подготовки к хранению бухгалтерских документов. Для специалистов кадровых служб, общих отделов и канцелярий проводится однодневный практикум о специфике формирования и подготовки к хранению документов кадровых служб организаций. При необходимости семинары могут быть проведены специалистами ГАХК в самой организации. По окончании занятий, сопровождающихся обычно демонстрацией слайдов, учащиеся самостоятельно выполняют практические задания для закрепления полученных знаний. Семинары обычно посещают 10–15 человек, что оптимально для восприятия материала и дополнительных индивидуальных консультаций. На семинары письмами приглашаются все вновь принятые лица, ответственные за делопроизводство и архив организаций – источников комплектования ГАХК, за этим следят кураторы организаций из отдела комплектования и экспертизы ценности документов.
Накопленный опыт свидетельствует об эффективности применяемых методов повышения квалификации. В организациях, специалисты которых про-шли обучение, отсутствует текучесть соответствующих кадров, улучшилось состояние делопроизводства и архива. |
Журнал «Отечественные архивы», № 2, 2010 г.
Статьи